Финальная схватка

30 сентября — 1 октября под Минском, над карьером «Ленинское», висело облако пыли, поднятое тысячами зрителей и десятками грузовиков. На этот раз к участникам предыдущего этапа прибавились две немецкие команды: s-Eagle Team и Team Alfers, и одна чешская. Немцы выступали на UNIMOGax, TATRax и MANax, а чехи на Prage — аналогичном UNIMOGy автомобиле. Был и белорусский собрат UNIMOGa под названием ШУ-356, сделанный на Минском тракторном заводе. Фактически это был настоящий трактор, которому приделали грузовую кабину и кузов, оставив при этом передние и задние колеса разного размера, тормоза только на задний мост и чудовищный задний редуктор, существенно уменьшающий клиренс. Автомобиль этот выпускают гипермелкими сериями — штук по двадцать в год.

Обычно на трак-триале препятствия сгруппированы по зонам, и в этот раз таких зон было 28. Они вмещали все мыслимые сюрпризы — и глубокие броды, и груды булыжников, и бревна, и крутые песчаные обрывы, и даже заболоченные участки. При этом правила на таких соревнованиях достаточно жесткие: штрафные очки начисляются не только за сбитые вешки, но и за остановку более чем на 15 секунд, за движение назад, за повторно пройденные ворота. За касание ограничительной ленты, задержку движения более чем на три минуты или изменение направления движения более 6-ти раз экипаж и вовсе удаляют из зоны. То есть если автомобиль застрял, нужно выбираться сразу — или вызывать эвакуатор.

Кучи камней были самыми опасными местами. Например, весьма злую шутку сыграли они с s-Eagle Team: в зоне № 17 Клеменс Реншен пробил своему UNIMOGy коробку передач и через дыру диаметром сантиметров в пятнадцать немедленно вытекло масло. С бревнами большинство спортсменов и вовсе предпочитали не связываться: на них скользят колеса и преодолеть сделанные из дерева препятствия можно только с ходу. Зато в небольшом озере, находящемся прямо в карьере, на этот раз никто не «утонул». Наоборот, все очень эффектно заезжали в воду почти по кромку стекол, а потом выбирались на берег точно между вешками, гоня перед собой волну.

Самой коварной оказалась зона под номером 13: только в категории С2 там застряло пять машин. Лишь шестому экипажу, армейцам Александру Тихомирову и Олегу Авдонину, удалось нащупать на своем ГАЗ-66 сносный объезд.

Как обычно, тяжелее всех приходилось категории С5 — восьмиколесным монстрам. Зарулить между вешками на такой махине непросто, а уж если она начинает «закапываться», то делает это практически моментально.

Заводы против любителей

По сравнению с первыми этапами чемпионата заметно вырос уровень мастерства экипажей. Особенно это касалось команды «МАЗ-Яровит», успевшей летом победить в Чемпионате Европы по трак-триалу. Если раньше белорусы любили джигитовать и частенько набирали штрафные очки из-за необдуманных действий, то теперь они действуют исключительно вдумчиво. Единственными новичками был экипаж МТЗ — они не только выступали впервые, но и опробовали ШУ-356-Т всего за несколько дней до соревнований. Впрочем, руководство завода собиралось не доказывать превосходство своей техники, а привлечь внимание к новой модели, и это им удалось. Зрительский интерес к машине был огромным, и по количеству розданных автографов «трактористы» явно опередили всех. Еще бы, ведь они стали авторами самого эффектного переворота, положив машину на крышу поперек крутого песчаного спуска. Поскольку подогнать эвакуатор ни сверху, ни снизу не получалось, ставить на колеса ШУ-356-Т решили вручную, собрав толпу судей и истов. В результате, экс-трактор покатился вниз, утратив по дороге часть стекол. По эмоциональному накалу этот эпизод опережал даже тот, когда «ЗИЛ» прорвал ограждение и чуть не упал на зрителей.

Вторая редкая машина — Praga — тоже вызвала большой интерес, но и ее экипаж — Павел Цацак и Павел Бернашек — не показал высоких результатов. Они то и дело останавливались и частенько сбивали вешки, заработав немало штрафов.

Среди российских спортсменов, как обычно, выделялся полковник Вячеслав Трефилов — многократный чемпион СССР, а потом и России по грузовому автокроссу, выступавший за ГАЗ в категории С2. У белорусов лидерами были Виктор Московских, бывшая «камазовская» звезда ралли-рейдов, и Сергей Крук. А вот чемпиону Европы Петру Орсику в этот раз не повезло, и он даже не вошел в число призеров.

Зато немцы действовали исключительно ловко и технично и, вопреки устоявшемуся мнению, демонстрировали способность к нестандартным решениям. Неудивительно, что они уверенно лидировали в обеих категориях — С2 и С5, — в которых были заявлены их машины. Сказывается опыт — в Европе трак-триал проходит примерно раз в месяц. Правда, там и отношение к нему иное — помимо соревнований это тусовка с пивом и народными гуляниями. На постсоветском же пространстве соревнования на грузовиках — это битва титанов, противостояние заводов и реклама техники. Тем не менее, остается только порадоваться, что немцы не приезжали на российские этапы в Бронницы и Звенигород — в противном случае кубок за победу в Чемпионате СНГ по трак-триалу уехал бы в Германию.