Услуги такси всегда относились к самому «завуалированному» сегменту отечественного рынка. Из-за технических сложностей, связанных с оценкой его показателей, даже профессиональные эксперты не всегда могут дать адекватную характеристику протекающим внутри него процессам. Поэтому мы решили провести небольшое исследование, касающееся положения дел в представленной сфере. И опирается оно на официальные статистические данные, полученные от лидеров данной отрасли.
Повсеместное внедрение мобильных технологий в жизнь современного общества не обошло стороной и такую сферу услуг, как деятельность такси. С одной стороны это обострило конкуренцию в среде лидирующих представителей данной отрасли, с другой – упростило клиентам взаимодействие с диспетчерскими службами такси.
Последние опросы ВЦИОМ выявили, что количество пассажиров, пользующихся услугами такси, за время существования мобильных приложений увеличилось вдвое. При этом количество нелегальных таксистов (владельцев л/а, занимающихся частным извозом) сократилось до 30% от общего числа работающих в этой сфере водителей (несколько лет назад этот показатель равнялся 80%). Тем не менее, не все выглядит так оптимистично. Ведь в условиях растущей конкуренции, таксисты вынуждены снижать цены на свои услуги, что не может не отражаться на доходах самих водителей.
Как распределяются доли рынка
Современный рынок отечественного такси можно разделить на две основных категории участников:
- Компании, оказывающие услуги в сфере перевозки пассажиров и обладающие собственным таксомоторным парком;
- Так называемые компании агрегаторы, заключающие договора с крупными таксопарками (или частными таксистами) и обеспечивающие их постоянным притоком клиентов.
Что касается развитых таксомоторных компаний, то во всей нашей стране их насчитывается не более одной тысячи штук. При этом количество действующих онлайн-сервисов заказа такси весьма ограничено. Их число можно, что называется, пересчитать по пальцам. По сути, агрегаторы – это компании, работающие в сфере информационных технологий. Они не имеют собственного автомобильного парка и занимаются только тем, что обеспечивают водителей постоянным притоком клиентов.
Деятельность агрегаторов основана ни использовании собственного мобильного приложения, которым может воспользоваться любой потенциальный клиент. Схема взаимодействия такси-сервиса с реальным водителем-таксистом такова, что если последний однажды зарегестрировался в базе данных агрегатора, он в перспективе может быть надолго обеспечен клиентами. Подобное взаимодействие создает все условия для деятельности нелегальных таксистов. Все дело в том, что однажды, начав сотрудничество с агрегатором, водитель может закрыть собственное ИП и в дальнейшем оказывать услуги, полностью игнорируя налоговое законодательство.
Что касается доли рынка, которую занимает пассажиропоток такси, генерируемый онлайн-сервисами, то в среднем она еще даже не приблизилась к 50%. Так, в Москве заказывают такси с помощью мобильных приложений не более 70% от общего числа пассажиров. В Санкт-Петербурге таких клиентов наберется не более 30% от общего числа. В крупнейших областных центрах эта цифра приближается к 8%, а на периферии – только 3%.
Лидеры отрасли
Теперь поговорим немного об отечественных компаниях, являющихся бесспорными лидерами в сфере автомобильных пассажироперевозок в Москве.
Если рассуждать об IT-пространстве, напрямую связанном с деятельностью таксомоторного парка, то здесь лидирует несколько крупнейших агрегаторов. Это «Яндекс. Такси», Uber и Gett. Если же рассматривать традиционные таксопарки и службы заказа такси, то здесь основная доля рынка принадлежит трем компаниям: такси Ситимобил, Такси «ПРЕСТИЖ» и RuTaxi.
В целом, даже в период кризиса представленная отрасль может похвастаться хорошими перспективами и предпосылками к дальнейшему развитию. Ведь оптимизация расходов и гибкий подход к логистике позволяют службе такси непрерывно увеличивать качество оказываемых услуг и постоянно привлекать к себе внимание огромного числа клиентов.