Человеческий взгляд, если смотреть прямо перед собой, охватывает довольно четко угол величиной около 60°. Угол этот в принципе достаточен для наблюдения за дорогой при управлении автомобилем. Если же водитель поворачивает голову в сторону, то теряет видимость, с одной стороны, что может при определенных обстоятельствах привести к дорожно-транспортному происшествию (ДТП). Когда он снова повернет голову в прямом направлении, наступает некоторое замедление в наблюдении всех изменившихся за это время особенностей. Замедление это продолжается обычно от 0,3 до 1,0 сек и называется временем зрительной адаптации. Такое же время адаптации, составляющее 0,2 — 0,3 сек, проходит после обычного, казалось бы, невинного моргания.
Рассредоточенное внимание, характеризующее хорошего водителя, при движении в интенсивном городском потоке меняется, однако, сразу на внимание, напряженное и сосредоточенное на одном объекте или на одном действии, если в этом возникает внезапная необходимость. Например, во время движения по свободной дороге водитель беззаботно беседует с пассажирами, но в момент появления какого-нибудь затруднения прерывает немедленно разговор и концентрирует все внимание на дороге, не слыша даже того, что ему говорят.
Так выглядит в общих чертах сочетание распределенного и сосредоточенного внимания, которое трудно достичь начинающему водителю и которое приобретает опытный водитель за годы осторожной и разумной практики, не всегда легкой и безопасной. Отсутствие такого внимания или недостаточное его напряжение бывают иногда причиной серьезных дорожно-транспортных происшествий.
Поскольку малоопытный водитель не может проявить такого универсального внимания, то он должен иметь это в виду и соответственно готовиться к неожиданностям, применяя одновременно такие предупредительные меры, как снижение скорости в подозрительных местах, восприятие каждого транспортного средства и каждого пешехода как небезопасного и усиление общей осторожности, чтобы не создавать угроз возникновения ДТП.
Внимание при управлении автомобилем
Невнимательность связана непосредственно с другим психическим недостатком — рассеянностью. Чем помогут превосходная быстрота реакции, великолепное зрение и сильно развитые мускулы водителя, когда рассеянность «заглушит» всю остальную психическую деятельность?
Рассеянность может быть врожденной или вызванной какими-либо причинами внутреннего или внешнего порядка. Самой частой причиной рассеянности бывает отвлечение внимания на предмет или действие, не связанное непосредственно с управлением автомобилем.
Охота за насекомым, попавшим в автомобиль и раздражающим водителя; еда или питье при управлении автомобилем; прикуривание папиросы или трубки, связанное с отведением взгляда от дороги; чихание с закрытием глаз; настройка радиоприемника вращением ручек; раздумья; развлечение ребенка или собаки, находящихся в автомобиле; разглядывание себя в зеркало заднего вида; чрезмерно тщательное наблюдение за показаниями приборов на щитке; наблюдение за пешеходом, идущим по тротуару или по обочине, и подача ему каких-либо знаков; любование пейзажем; наблюдение за посторонним уличным происшествием; разглядывание карты во время движения; беседа с пассажиром, связанная с отведением глаз от дороги и, наконец, проявление интереса к сидящей рядом пассажирке — вот некоторые примеры внутренних причин рассеянности водителя, снижающих в значительной степени его внимание.
Следующими причинами, например, могут быть зубная боль, расстройство желудка, чирей, угнетенное состояние из-за смерти близкого человека, утеря денег, увольнение с работы, болезнь домашних или, наоборот, подъем настроения при получении хороших вестей.
Следующим отрицательным фактором для безопасности управления автомобилем являются волнение, нервничание или раздражение, что часто способствует неадекватной оценке ситуации и возникновению ДТП. Водитель, который слишком долго вынужден ожидать перед закрытым переездом или под красным сигналом светофора, может стать до некоторой степени небезопасным, потому что он стремится наверстать потерянное время и совершает ряд поступков, которые не позволил бы себе, находясь в состоянии полного душевного спокойствия.
Раздражение и агрессивное поведение
Сильное нервное раздражение пагубно влияет на психику водителя собранного и спокойного в нормальном состоянии. В момент сильного возбуждения он начинает вести автомобиль грубо и агрессивно, не считаясь с другими водителями, вынуждая их к уступкам и поминутно создавая опасные ситуации.
Другим психическим недостатком, встречающимся среди водителей, является, как его называют, «инстинкт могущества», или «комплекс превосходства». Водитель, ведущий автомобиль, представляет себя в своем подсознании как какое-то лучшее и вышестоящее существо по сравнению с обычным пешеходом и поэтому совершает в отношении пешеходов действия, достойные порицания.
Отсюда происходит самовольное «проталкивание» на автомобиле между пассажирами на трамвайной остановке, пугание сигналом пешеходов, переходящих через дорогу, превышение скорости, рискованный обгон, повороты на слишком большой скорости. Водитель бесцеремонно въезжает в группу пешеходов, вынуждая их расступаться, не подумав о том, как бы это выглядело, если бы таким же образом он прокладывал себе локтями путь в театральный зал.
Тот же самый человек, спокойный и вежливый в повседневной жизни, становится грубым и самоуправным, садясь в автомобиль, благодаря которому он самодовольно смотрит сверху вниз на всех других людей. К сожалению, по большей части он не отдает себе в этом отчета и принимает позу превосходства совершенно подсознательно и, что хуже, не понимает того, что этот комплекс превосходства может стать причиной дорожно-транспортного происшествия.
Психическое состояние
Следующий психический недостаток водителей порождается недостатком самокритичности, что ведет к бахвальству, например, о будто бы достигнутых значительных средних скоростях, которые мы уже рассматривали в главе о планировании путешествия.
Самонадеянный водитель, которым овладела мания высоких скоростей, рискует своей и чужой жизнью только для того, чтобы заявить в кругу своих товарищей примерно так: «Я, мои дорогие, еду до Лодзи час десять минут и ни минуты дольше». Кто из нас не знает такого хвастуна, который жаждет поразить или даже напугать своих пассажиров большой скоростью и рискованными маневрами? Кто из нас не знает фанатиков данной марки автомобилей, которые не переносят, чтобы кто-то на автомобиле другой марки их обогнал.
Мы пожимаем с пренебрежением плечами говоря: ухарство, ребячество. Но нельзя забывать об одном: что ухарство и ребячество — ближайшие соседи смертельной опасности не только для этого лихача, но и для окружающих.
Следует остерегаться еще одного вида психического возбуждения, вызываемого жаждущими сенсаций и сильных впечатлений пассажирами, которые умело подстрекают водителей к движению на большой скорости и в то же время в большинстве совершенно не представляют себе, какой опасности они при этом подвергаются. Опытный водитель дает решительный отпор таким опасным уговорам или требованиям, так как знает, что в случае дорожно-транспортного происшествия к ответственности будет привлечен только он, а не тот, кто его подстрекал.
Автомобиль выработал у водителя чувство независимости, являющееся одним из факторов необычайного развития этого средства передвижения. Но каждая медаль имеет оборотную сторону. Распространение автомобилей вызвало в дальнейшем возникновение заторов и необходимость применения ограничений. Никто поэтому не может вести автомобиль так, как ему нравится. Необходимо считаться с другими участниками движения, правилами, сигналами. Вождение автомобиля стало поэтому, как каждое общественное занятие, компромиссом между желаниями водителя и ограничениями, наложенными обществом, между намерениями единицы и правами многих.
К сожалению, и это настоящее несчастье, у некоторых водителей этот необходимый и логичный компромисс заперт в сознании на четыре запора. Чрезмерное чувство независимости, усиленное еще иногда фактом владения собственным автомобилем, вызывает у них некоторого рода беспечность и служит причиной для выискивания повода к уклонению от общественной дисциплины дорожного движения. Водители эти ведут свои автомобили так, как будто они на дороге одни.
Пренебрежение необходимостью в компромиссе влечет за собой особый вид психического притупления, необыкновенно опасного, усиленного «упоением скоростью». Это психическое бесчувствие заключается в уменьшении способности к различению среды движения и притуплении чувства сопротивления произвольным побуждениям, снижении способности правильно и критически воспринимать свои впечатления. Предметы на дороге, которые находятся за пределами автомобиля, становятся все менее реальными, все сильнее утрачивают свою опасную сущность. С возрастанием скорости пейзаж начинает смазываться, а водитель все меньше опасается столкновения с чем-либо и поддается без сопротивления наслаждению скоростью. К сожалению, слишком часто отрезвление приходит, когда уже бывает поздно.
Будет ли отвечать водитель за дорожно-транспортные происшествия, вызванные рассмотренным выше психическим недостатком? Будут ли такие случаи причисляться к так называемым «безвиновным»? Вот вопросы, на которые нельзя ответить сразу. Может быть, «да», а может быть, и «нет». Это зависит прежде всего от того, осознавал ли водитель свое психическое притупление, старался ли ему противодействовать, предпринимал ли предупредительные меры, чтобы восполнить этот недостаток усиленным вниманием и рассудительностью. Зависит это также от многих других обстоятельств.
Одно верно: опытный водитель имеет хорошее представление об этих психических недостатках, и, зная о них, так ведет автомобиль, чтобы никогда психическое притупление не стало причиной дорожно-транспортного происшествия. Опытный водитель сумеет всегда овладеть своими нервами и заставить себя сохранить спокойствие даже тогда, когда имеет действительные поводы к раздражению. Образцом таких водителей являются искушенные автомобилисты-профессионалы, у которых мы никогда не обнаружим раздражения, даже при сложнейших испытаниях в наитруднейших дорожных условиях.